ПоказатьСкрыть категории

Херсонес Таврический в Севастополе

Крым / lena93

Мало найдется в мире городов, где можно как наяву ощутить прикосновение далекого прошлого. Одно из таких мест — Херсонес, основанный древнегреческими колониями на мысу св. Владимира, между Карантинной и Херсонской бухтами (она же Песчанная, Шмидта) около V в. до н. э..

Руины Херсонеса и Владимирский собор.
Величественное впечатление производимое им неизгладимо даже несмотря на то, что город уже много веков назад покинут жителями, а его древние стены местами очень сильно пострадали — при строительстве Севастополя часть их была разрушена из-за прочного тесанного камня, из которого со временем строились более современные постройки.

На старой купюре в одну гривну можно было увидеть изображение руин Херсонеса, но в последние годы уже популярна другая купюра - на ней изображен Владимир и его град под Киевом
Каким же он был в прошлом, этот таинственный, языческий (а позже и христианский) город? Об этом можно сложить хорошее представление, читая поэтические и стихотворные очерки о Херсонесе , оставленные именитыми путешественниками, в разные времена побывавшими здесь.
Так, к примеру, отзывался о нем В. Диваков:
«В труде и битвах путь твоих веков.
Менялись город, и враги, и боги;
Там, где сушились сети рыбаков,
Вдруг звон мечей — и варвар у порога!»

Краткий отзыв о нем оставил и М. Броневский, польский посол в Крыму, побывавший на руинах древнегреческого города в 1578 году. Он писал: «... еще и теперь возвышается высокая стена и башни многочисленные и большие, из тесанных огромных камней... царский дворец... с огромными стенами, башнями и великолепными воротами... Дома города лежат во прахе и сравнены с землей. Большой греческий монастырь остался в городе, стены храма еще стоят, но без кровли...». Так же автор упоминает, что турки вывозили из Херсонеса колонны.
В 1773 году по Крыму путешествует князь В.М. Долгорукий. Правда ему и его спутникам не хватает времени посетить Херсонес, и потому они осмотрели его лишь издалека, - с северной стороны Севастопольской бухты, «верст за пять». Но и с этого расстояния они смогли убедится, что «развалившееся стены с высокими башнями показывают вдали его четвероугольную фигуру».

П. С. Паллас, известный путешественник и ученный, горько сокрушался из за состояния Херсонесских руин, еще более пострадавших из-за того, что камень с них увозился на строительство Севастополя: «При занятии Крыма существовала еще большая часть стен, построенных из прекрасных тесанных камней, прекрасные городские ворота и значительная часть крепких башен, из которых одна стояла над самой бухтой и еще при моем посещении в 1794 году находилась в порядочном состоянии. Но постройка города Ахтияра (Севастополя) была причиной уничтожения этого древнего города».

К 1827 году относятся первые сведения о раскопках, произведенных здесь. Их вел Г. Крузе, офицер Черноморского флота (известный так же как геодезист, составивший план окрестностей Севастополя, и корреспондент Одесского общества истории и древностей), обнаруживший здесь три храма в центральной части города, один из которых и по сей день носит название «базилика Крузе». Да и позднее раскопки здесь велись, возглавляемые то профессионалами, то любителями. В 1853 году А. С. Уваров сделал новое открытие на территории древних руин — им была обнаружена одна из самых больших базилик (до сих пор носящая его имя), а уже к 1876 года здесь приняли более систематический характер. До 1888 года их ведет вышеупомянутое Одесское общество истории и древностей, а с 1888 — императорская Археологическая комиссия. Уже с 1888 года раскопки проходят под руководством К. К. Костюшко-Валюжинича. Образовавшийся на территории Херсонеса музей в последствии, в 1892 году , получил название «Склада местных древностей». До революции раскопками на территории Херсонеса занимались такие известные в Крыму археологи, как Р. Х. Лепер и Л. А. Моисеев.
С установлением Советской власти музей преображается. В 1925 году ему в собственность переходит здание Херсонеского монастыря, на территории которого и были открыты первые обширные экспозиции. В то же время и увеличивается масштаб ежегодных раскопок. До начала Второй Мировой здесь ведут свои раскопки знаменитые археологи К.Э. Гриневич и Г. Д. Белов.

Собор св. Владимира. Кстати, таких собора в Севастополе два.
С началом Второй Мировой научные исследования замирают. Тут уж, извините меня, не до археологии. Когда фашистские войска временно оккупировали Севастополь, фонды музея были эвакуированы, вернувшись в сожженный до тла и измученный войной город лишь после освобождения в 1944 году, а уже на следующий год, в начале 1945 музей возобновил свою работу.
Что же такого интересного все эти ученные и археологи нашли на этой земле?
Слово «херсонес» традиционно переводят с греческого языка как «полуостров». Считается что такое название дали городу из за того, что он располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. И существовал здесь долго — на протяжении около двух тысяч лет его история являлась неотъемлемой частью истории сразу трех государств: Древнего Рима, Древней Греции и Византии. Основывался Херсонес в качестве колонии Гераклеи Понтийской, богатого греческого города и потому долгое время он хранил эллинские обычаи и культуру, славился своим богатством и вел торговлю с многими другими странами, воевал с скифами и шел войной на соседнее Боспорское царство, на рубеже эпох служил в качестве форпоста римских войск.

Туристы любят посещать Херсонеский заповедник. Ведь своей архитектурой он так напоминает Древнюю Грецию.
В средние века Херсонес назывался Херсоном, а в древнерусских летописях — Корсунем. На протяжении тысячи лет Херсонес был частью могучей Византийской империи и по праву считался христианской столицей полуострова. На его территории строились церкви и возводились монастыри. Здесь, по приданию, по пути в Хазарию побывали Кирилл и Мефодий, здесь же принял святое крещение киевский князь Владимир.

Руины Херсонеса на фоне цветущего цертиса называемого так же Иудиным деревом. По приданию именно на таком дереве повесился библейский Иуда. В Израиле именно это дерево принято называть осиной.
Торговлей с окрестными племенами и византийскими городами занимался город в периуд Средневековья. Но позже, в результате соперничества с итальянскими купцами начала рушится городская экономика, основанная преимущественно на торговле и в это же время на него совершили набег кочевники, после которого он уже не смог оправится. В 1399 году войско хана Едигея сожгло и разграбило византийский Херсон.

Море в Севастопольских бухтах бывает очень неспокойным.
Нередко Херсонес называют предшественником современного Севастополя, хотя едва ли это верно, ведь гибель первого и рождение второго разделено солидным отрезком в четыреста лет. За это время Херсонес фактически сровнялся с землей, и лишь по отдельным останкам стен и башен по-прежнему видны его очертания.

Херсонес ночной.
На данный момент можно осмотреть приблизительно третью часть территории города, тогда как полная площадь городища составляет около 30 гектаров. Заповедник начинает свою работу с семи часов утра. Музей функционирует с 8.00 до 18.00.
Телефоны: +3 8 (0692) 24-14-15, 24-01-43. Обращаю Ваше внимание на то, что с 2010 года в Украине изменились правила набора номеров, потому с мобильного следует набирать без плюса, тройки и восьмерки, сразу с кода города. То есть: 0692-24-14-15 ну и т.д. Плюс тройку и восьмерку набирайте только в том случае если вы звоните из другой страны к примеру.
Адресс заповедника: ул. Древняя, 1.

Сигнальный колокол, получивший так же название туманного. Думаю такое название понятно - в туман он звонил, предупреждая моряков о близости берега. На нем можно едва прочитать плохо сохранившуюся надпись: "сей колокол вылит... Святого Николая Чудотворца в Таганроге из Турецкой артиллерии весом [351?] пуд 1776 года месяца августа ... числа". В 1783 году, по указу императора Александра I, колокол этот был отправлен в Севастополь, но совсем не в качестве сигнального. Им предполагалось украсить строящаюся церковь св. Николая. После Крымской компании 1853 - 1856 годов союзные войска Англии и Франции вывезли из Севастополя в числе других трофеев 13 церковных колоколов. И лишь многие десятилетия спустя на соборе Парижской Богоматери был обнаружен колокол с русской надписью, причем уже никто не смог вспомнить как он там оказался. Дипломатические усилия, предпринятые обеими сторонами, а особенно французским консулом в Севастополе господином Луи Ге, возвратили колокол на звонницу Херсонеского монастыря, откуда он предположительно и был вывезен. В 1925 году монастырь был упразднен новой властью, а спустя два года все его колокола были отправлены на переплавку. Этой печальной участи избежал лишь один колокол, установленный на берегу в качестве сигнального по предложению Управления по обеспечению безопасности кораблевождения по Черному и Азовскому морю. В туманные дни он своим ясным, чистым звоном был призван оповещать суда о близости берега. Вот так вот.

Комментарии

Авторизоваться через соцсети:
или   пройти регистрацию




Древний город ня. люблю такие места.

Я тоже, очень. Жаль что его так разрушили во время строительства Севастополя